Фильтр
-
Цена
-
Тип размера
-
Материал
-
Техника
-
Наличие рамы
Кондаков Н. П. и Лихачев Н. П. о развитии русской живописи
Так как Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачев не предполагают
возможности непосредственного действия итальянского искусства на Россию и русскую живопись,
то их положения прежде всего сводятся к признанию сильного влияния Италии
раннего Возрождения на современное ей византийское и южнославянское искусство.
Вполне признанным фактом является наличность сильного византийского влияния на
Италию в 13-м веке. Повернулось ли в обратную сторону направление этого влияния
вместе с наступлением 14-го столетия?
Исключительность положения, занимаемого Джотто,
свидетельствует как раз о преобладании в Италии 1300 года живописи
византийского склада. Другой, современный ему, великий мастер треченто - Дуччио
- кажется настолько проникнутым византийскими влияниями и настолько выражает
традиции какого-то старого и высокоразвитого искусства, что Б. Беренсон
высказывает даже предположение, не учился ли Дуччио в Константинополе
[Характеристика Дуччио y
Беренсона. "Обязан своим стилем лучшим византийским мастерам эпохи. По
всей вероятности, учился в Константинополе". Bernhard Berenson. "The central italian painters
of the Renaissance". N. Y. 1907. О византийском происхождении искусства
Дуччио свидетельствует в своей недавней обширной монографии и Curt Weigelt (G. Weigelt. Duccio di Buoninsegna. 1911).]. Живопись треченто
после Джотто и Дуччио разбилась на группы последователей Джотто и упорствующих
мастеров византийской традиции. В Сиене эта традиция удержалась отчасти
до самого конца 15-го в., но и нигде в Италии она не исчезла раньше двух-трех
последних десятилетий 14-го века. Около 1350 г., во всяком случае, Италия не
выказывает определенной реакции против византийского влияния. Обращаясь к
Византии 14-го века, мы также не встречаем еще волны возвратного итальянского
влияния. По крайней мере, существование такой волны в эту эпоху отрицают столь
авторитетные историки Византии Палеологов, как Диль и Милле. "Византийское
Возрождение начала 14-го столетия, параллельное с движением тосканского
искусства, не обязано ему ничем. Сравнение итальянских и византийских
произведений, которые трактуют одну и ту же тему, обнаруживает два разных мира,
две различных расы, две противоположных манеры передавать общую традицию.
Мозаики Kaxpиe-Джами и фрески Мистры не нуждаются в
объяснении с помощью найденных на западе образцов" [Diehl. Op. cit., p. 698. Millet. "Byzance et non
l'Orient". "Revue archeologique". 1908, I.]. К этому следует добавить, что
промежуток времени, отделяющий Kaxpиe-Джами (около 1315) или собор в Мистре
(начало 14-го в.) от деятельности Джотто (1300-1330) слишком мал, чтобы здесь
можно было серьезно говорить о каких-нибудь влияниях. Все указывает на
существование в 14-м в. совершенно самостоятельного византийского искусства,
своими путями поднявшегося, по словам Милле, в фресках Мистры до уровня Джотто
[Millet. Статья в "Histoire de l'art", издаваемой под редакцией Andre Michel'я. Tome III, partie 2, p. 961.], до живописной высоты
итальянских мастеров первой половины 15-го в. [Diehl. Op. cit., p. 694.], по
выражению Диля.
Именно эти фрески не только заставили тонко мыслящего и
чувствующего французского ученого решительно отвергнуть предположение о прямом
итальянском влиянии, но даже побудили его сказать: "Вместо того, чтобы
спрашивать, не обязано ли чем-нибудь византийское Возрождение эпохи Палеологов
Западу, мы могли бы спросить скорее, не приобрела ли чего-нибудь Италия 14-го
в., как и Италия предшествующих столетий, от Византии" [Diehl. "Etudes byzantines". Paris. 1905, p. 240.].
Художественная галерея
"Русская живопись" предлагает Вашему внимани картины современных
русских художников, работающих в различных направлениях.