Фильтр
-
Цена
-
Тип размера
-
Материал
-
Техника
-
Наличие рамы
Пейзаж в русской живописи
Пейзаж - род живописи, занимающейся изображением видов
природы с передачей настроения, навеваемого их созерцанием. Главнейшие
направления пейзажной живописи:
1) романтическое; на первый план выступает субъективное
переживание художника: религиозное чувство, восторг пред красотою природы -
отсюда некоторая приукрашенность действительности;
2) реалистическое и натуралистическое; спокойная и правдивая
передача природных тонов и красок;
3) импрессионизм;
4) стилизованный пейзаж.
В пейзаж входят некоторые основные элементы: земная
поверхность, растительность, человеческие постройки, перспектива вида.
Картина также может включать: водоёмы (озера, моря, реки),
фауну, людей, свет.
Первые пейзажи появляются ещё в период неолита, когда в
искусстве начинают воплощаться представления о закономерностях её жизни,
возникают космологические композиции, включающие условные обозначения небесного
свода, светил, стран света.
Исключительно важное положение занимает пейзаж как
самостоятельный жанр в живописи
средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее
наглядным воплощением мирового закона (дао).
В 13-15 вв. в западноевропейском искусстве тенденции к
чувственно убедительной трактовке мира приводят к тому, что пейзажный антураж
начинает осмысляться как принципиально важная часть духовной атмосферы
произведения. Условные (золотые или орнаментальные) фоны заменяются пейзажными
фонами, нередко разрастающимися до размеров широкой панорамы мира.
В искусстве Возрождения формируются предпосылки для
появления самостоятельного пейзажного жанра,
складывающегося первоначально в графике и в малоразмерных живописных
композициях, где образ природы или является единственным содержанием картины,
или безраздельно главенствует над оценками переднего плана.
Качественно новый этап открывают произведения Ф. Гварди,
выделяющиеся виртуозным воспроизведением влажной свето-воздушной среды. Видовой
пейзаж играет также решающую роль в становлении пейзажа в странах, где до 18 в.
не было самостоятельного пейзажного жанра (например, в русской живописи).
В конце 18-первой половине 19 вв. в пейзаже преобладают
романтические тенденции. Романтики сближали жизнь человеческой души с жизнью
природы, видя в возврате к естественной среде средство для исправления
моральных и социальных несовершенств.
Представители реалистического пейзажа середины и второй половины
19 в. стремятся показать внутреннее достоинство природы посредством раскрытия
объективной сути происходящих в ней процессов.
Доминирующее значение пейзаж обретает у мастеров
импрессионизма, считавших работу на пленэре непременным условием создания пейзажного
образа.
В 20 веке мастера фовизма с помощью радостных или
драматически напряжённых цветовых созвучий подчёркивают декоративные качества и
динамическую напряжённость ландшафта. Появляется тяготение к деформации пейзажного
изображения, нередко превращающее пейзаж в предлог для отвлечённых
построений, в своеобразное переходное звено к абстрактному искусству.
Советский индустриальный пейзаж в
русской живописи
В 1920-е годы в русской живописи
появляется советский индустриальный пейзаж (Б. Н. Яковлев), складывается вид
мемориального пейзажа. В произведениях русских пейзажистов в 30-е годы сквозь
черты какой-либо конкретной местности всё чаще проступает синтетический образ
Родины. Художников прельщают мотивы, позволяющие показать взаимодействие
индустриальных и природных форм, динамические сдвиги в пространственном
восприятии мира, связанные с созидательным трудом советского человека.
Купить картины современных
художников по пейзажу Вы можете в художественной картинной галерее
"Русская живопись". Бесплатная доставка в пределах Санкт-Петербурга!