Фильтр
-
Цена
-
Тип размера
-
Материал
-
Техника
-
Наличие рамы
Русская живопись и изучение византийского искусства при Палеологах
Оживление русского искусства в 14-м веке не было, таким
образом, явлением изолированным, и если этот век можно считать веком
происхождения русской живописи,
то само собой понятно то огромное значение, которое имеет для решения вопроса о
ее происхождении изучение византийского искусства при Палеологах. Можно
сказать, что этот вопрос сводится к рассмотрению тех влияний, которые Византия
14-го века оказывала на Россию и русскую живопись, и к критическому разбору
предположений о том, что эти влияния были не единственными и не
исключительными. Русскими исследователями давно уже был замечен поворот в
судьбе русской живописи, обозначившийся в
14-м и наблюдаемый на протяжении 15-го и 16-го века. Д. А. Ровинский, не
имевший вместе с своими современниками никакого понятия о Византии Палеологов,
упоминал о "подражании древним итальянским картинам" в новгородских
иконах 16-го века и приводил примеры икон, будто бы исполненных по рисункам
Чимабуэ и Перуджино [Д. А. Ровинский. "Обозрение иконописания в России". Спб. 1903, стр. 10-11.]. В
последнее время приток новых сил, наблюдающийся в русской живописи 14-15-го века, привлек внимание таких выдающихся
ученых, как Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачев, и заставил их создать новые теории
о взаимоотношениях живописи
русской, византийской
и раннеитальянской [Н. П. Кондаков. "Иконография Богоматери. Связи
греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего
Возрождения". Спб. 1911. Н. П. Лихачев. "Историческое значение
итало-греческой иконописи. Изображение Богоматери в произведениях
итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных
русских икон". Спб. 1911.]. Теории эти заслуживают самого подробного рассмотрения,
и вопрос о происхождении древнерусской живописи естественно группируется в
настоящее время вокруг них.
Черты русской живописи в 14-м веке
Наиболее важные и общие положения Н. П. Кондакова и Н. П.
Лихачева можно формулировать так. В русской живописи
14-16-го века встречаются черты, неизвестные искусству домонгольского периода
и, следовательно, породившему его искусству Византии. Эти черты встречаются в
итальянской живописи 14-15-го столетий. Нет никаких данных предполагать
возможным непосредственное влияние Италии на Россию, кроме момента, связанного
с браком Софии Палеолог в конце 15-го в. Напротив, не подлежит никаким
сомнениям сильнейший обмен культурных влияний в 13-15-м веке между Византией и
Италией. В первое время активную роль играет влияние Византии на Италию, но с
некоторого момента возвратное влияние Италии становится преобладающим и
выражается в развитии итало-греческих иконных мастерских и образовании так
называемой итало-критской школы. Итальянские влияния, испытанные Византией, передавались
оттуда в Россию или непосредственно, или через посредство южнославянских стран,
из которых особенно важную роль могла играть Сербия, видевшая расцвет своего
искусства в 14-м веке.
Художественная галерея
"Русская живопись" предлагает Вашему внимани картины современных
русских художников, работающих в различных направлениях.