Фильтр
-
Цена
-
Тип размера
-
Материал
-
Техника
-
Наличие рамы
Русская живопись и воспоминания
Никакие воспоминания о Византии Василия Македонянина и
Комненов не перешли за исторический рубеж монгольского нашествия. Искусство
Киевской Руси оказалось как бы замкнутым циклом - эпизодом, не имевшим прямой
связи с последующими эпохами. Изучая великое искусство русской иконописи 15-го
и 16-го века, мы не чувствуем никакой необходимости искать его источник в
киевских мозаиках и даже фресках Спаса-Нередицы. Эти фрески, как и все, что
было написано в России до монгольского нашествия, принадлежат, в сущности, к
русской художественной преистории. История начинается от группы памятников,
сохранившихся в том же Новгороде и относящихся к 14-му веку. Все
свидетельствует о необычайном художественном оживлении, царившем в Новгороде во
второй половине этого века. Новгородские летописи того времени полны известий о
сооружении и украшении храмов [Сведения такого рода составляют содержание целой
летописи - третьей из новгородских летописей.]. Росписи новгородских церквей
св. Феодора Стратилата, Успения на Волотове, Спаса Преображения и Спаса на
Ковалеве ясно указывают на высокий уровень и прочно установившиеся традиции русской живописи.
Несомненно, к этой же замечательной эпохе относятся и некоторые превосходные
иконы новгородской школы, сохранившиеся в различных собраниях.
Художественная идея русского иконостаса, по всем данным,
также в те годы нашла впервые свое осуществление. В русской
живописи 16-17-го века нет крупных явлений, которые не были бы
предсказаны новгородскими памятниками конца 14-го и начала 15-го столетия и
которые не могли бы быть поставлены в более или менее явную с ними связь. Для
формирования древнерусской живописи как особого искусства 14-й век имел, так
сказать, решающее значение.
14-й век Византии и русская
живопись
После того, что было сказано выше о постоянной близости русской
живописи 11-12-го века к византийскому первоисточнику, естественно
спросить, в какой момент прервалась эта близость и был ли новгородский расцвет
14-го века явлением изолированным, возникшим всецело на русской почве? Лишь
очень недавно история нашла правильную оценку искусства, которым был
ознаменован 14-й век Византии - век Палеологов. Заключения, к которым пришли
новейшие исследователи христианского Востока, позволяют говорить с полным
основанием о третьем и последнем расцвете византийского искусства в 14-м
столетии. К этому столетию относятся мозаики Кахрие-Джами в Константинополе,
фрески церквей Мистры в Пелопоннесе, фрески церквей Старой Сербии. "Новое
искусство вдохновляет их, искусство живое и искреннее, полное движения,
экспрессивности, живописных черт, искусство, увлеченное реалистическими и
правдивыми наблюдениями. Чувствуется, что художники того времени не дремлют в
традиционной неподвижности, но учатся видеть природу и жизнь. Они любят
индивидуализированные типы, иногда даже народные и простые. Они вкладывают в
свои произведения наивность и неожиданную свежесть, которая не исключает,
впрочем, изысканного изящества, мастерство композиции и способности возвыситься
до замечательного стиля. К редкому чувству декоративных качеств они
присоединяют чувство и понимание несравненного цвета. Их веселый, сияющий
колорит, плотный и нежный в одно и то же время, внушает иногда удивительное
очарование. В этих вместе и наивных и мастерских работах византийское искусство
пробудилось для своего последнего возрождения, которое от начала 14-го и до
самого 15-го века вызвало к жизни целый ряд прекрасных произведений. В ту самую
минуту, когда, казалось, это искусство пришло к полному истощению, оно еще раз
явило себя полным жизненных сил и готовым обновиться, и некоторые создания этой
его эпохи могут быть без всякого преувеличения сравнены с лучшими
произведениями итальянских примитивов".
Художественная галерея
"Русская живопись" предлагает Вашему внимани картины современных
русских художников, работающих в различных направлениях.