Фильтр
-
Цена
-
Тип размера
-
Материал
-
Техника
-
Наличие рамы
Влияние Византийского искусства на русскую живопись
Строго говоря, византийское искусство можно считать не
только главным, но даже единственным источником происхождения русской живописи.
Но о каком византийском искусстве должна идти здесь речь? Еще не так давно
господствовал взгляд на искусство Византии как на явление исключительно
единообразное и неизменное во всех своих стадиях. Совсем еще недавно
преобладало мнение, что во всей тысячелетней истории Византии, полной такого
яркого драматизма и движения, лишены были всякого движения только искусства,
нашедшие свое высшее выражение в век Юстиниана и затем медленно падавшие при
кажущейся консервации. Византийское искусство считалось "искусством
мертворожденным, которое после короткого расцвета доживало свой век в состоянии
долгого и бесплодного упадка".
После трудов Н. П. Кондакова, Милле, Диля и Дальтона мы не в
праве более сохранять эту точку зрения. Византийское искусство представляется
нам ныне таким же циклом сменяющихся художественных достижений и исканий, как и
всякое другое искусство. Мы должны изучать его, как "живое творчество,
развитие которого совершалось по логической, непрерывной и восходящей линии и в
котором, как во всяком живом организме, можно открыть эволюцию и отметить
последовательные перемены".
Первый период русской живописи
Устанавливая такой взгляд на византийское искусство,
современные историки намечают в нем три важнейших эпохи, три момента, наиболее
существенных для его развития. Это расцвет, связанный с именем Юстиниана в 6-м
в., "византийское Возрождение" в 10-12-м веке при династиях Македонской
и Комненов и, наконец, второй расцвет Византии в 14-м веке при Палеологах. Из
этих трех периодов первый, конечно, не входит в хронологические пределы нашей
темы. Наше внимание естественно устремляется ко второму периоду, который точно
совпадает с первым периодом русской живописи.
11-й век можно считать первым веком русской художественной истории. Это век св.
Софии Киевской и св. Софии
Новгородской. В то же время это век величайшего блеска и великолепия
Византии, век мозаик св. Луки в Фокиде и
Дафни близ Афин, век миниатюр Ватиканского минология. Относя
начало русского искусства к этой блестящей эпохе "византийского
Возрождения", можем ли мы, однако, видеть в ней единственный источник его
последующего развития? На протяжении 11-го и 12-го века русская
живопись чрезвычайно тесно примыкает к византийской, близко повторяя
все ее тенденции при некоторых утерях в мастерстве и чувстве стиля, неизбежных
для нее как для искусства провинциального. В первые триста лет своего
существования русская живопись
обнаруживает постоянную слабость внутреннего питания, постоянную необходимость
питаться из того же первоначального источника. Судьба русской
живописи остается прикованной к судьбе Византии, и ничто не
свидетельствует об этом с такой убедительностью, как важнейший перелом в ее
истории, который наступил в 14-м веке.
Художественная галерея
"Русская живопись" предлагает Вашему внимани картины современных
русских художников, работающих в различных направлениях.