Фильтр

  • Цена
    р. - р.
  • Тип размера
    0
    0
    0
    0
    0
  • Ширина (см)
    -
  • Высота (см)
    -
  • Материал
    0
    0
    0
    0
    0
    0
    0
    0
  • Техника
    0
    0
    0
    0
    0
    0
    0
    0
    0
    0
  • Наличие рамы
    0
    0
    0
    0

Влияние Византийского искусства на русскую живопись

Строго говоря, византийское искусство можно считать не только главным, но даже единственным источником происхождения русской живописи. Но о каком византийском искусстве должна идти здесь речь? Еще не так давно господствовал взгляд на искусство Византии как на явление исключительно единообразное и неизменное во всех своих стадиях. Совсем еще недавно преобладало мнение, что во всей тысячелетней истории Византии, полной такого яркого драматизма и движения, лишены были всякого движения только искусства, нашедшие свое высшее выражение в век Юстиниана и затем медленно падавшие при кажущейся консервации. Византийское искусство считалось "искусством мертворожденным, которое после короткого расцвета доживало свой век в состоянии долгого и бесплодного упадка".

После трудов Н. П. Кондакова, Милле, Диля и Дальтона мы не в праве более сохранять эту точку зрения. Византийское искусство представляется нам ныне таким же циклом сменяющихся художественных достижений и исканий, как и всякое другое искусство. Мы должны изучать его, как "живое творчество, развитие которого совершалось по логической, непрерывной и восходящей линии и в котором, как во всяком живом организме, можно открыть эволюцию и отметить последовательные перемены".

Первый период русской живописи

Устанавливая такой взгляд на византийское искусство, современные историки намечают в нем три важнейших эпохи, три момента, наиболее существенных для его развития. Это расцвет, связанный с именем Юстиниана в 6-м в., "византийское Возрождение" в 10-12-м веке при династиях Македонской и Комненов и, наконец, второй расцвет Византии в 14-м веке при Палеологах. Из этих трех периодов первый, конечно, не входит в хронологические пределы нашей темы. Наше внимание естественно устремляется ко второму периоду, который точно совпадает с первым периодом русской живописи. 11-й век можно считать первым веком русской художественной истории. Это век св. Софии Киевской и св. Софии Новгородской. В то же время это век величайшего блеска и великолепия Византии, век мозаик св. Луки в Фокиде и Дафни близ Афин, век миниатюр Ватиканского минология. Относя начало русского искусства к этой блестящей эпохе "византийского Возрождения", можем ли мы, однако, видеть в ней единственный источник его последующего развития? На протяжении 11-го и 12-го века русская живопись чрезвычайно тесно примыкает к византийской, близко повторяя все ее тенденции при некоторых утерях в мастерстве и чувстве стиля, неизбежных для нее как для искусства провинциального. В первые триста лет своего существования русская живопись обнаруживает постоянную слабость внутреннего питания, постоянную необходимость питаться из того же первоначального источника. Судьба русской живописи остается прикованной к судьбе Византии, и ничто не свидетельствует об этом с такой убедительностью, как важнейший перелом в ее истории, который наступил в 14-м веке. 

Художественная галерея "Русская живопись" предлагает Вашему внимани картины современных русских художников, работающих в различных направлениях.

  • Влияние Византийского искусства на русскую живопись